Постановление Верховного Суда РФ от 27.08.2012 N 46-АД12-17
Постановление Верховного Суда РФ от 27 августа 2012 г. N 46-АД12-17
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев надзорную жалобу защитника ФГУП "Почта России" Журавлевой М.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенные в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., оставленным без изменения решением судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., ФГУП "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В надзорной жалобе, поданной в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Журавлева М.В. просит об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решения судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановления заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенных в отношении ФГУП "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", ссылаясь на отсутствие в действиях указанного предприятия состава административного правонарушения.
Изучив истребованное из судебного участка N 143 Самарской области дело об административном правонарушении, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г. подлежащими отмене, а производство по данному делу - прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" неисполнение организацией обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановлением от 18.11.2011 г. прокурора Красноармейского района Самарской области в отношении ФГУП "Почта России" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", согласно которому в ходе проверки соблюдения квоты для приема на работу инвалидов, проведенной прокуратурой Красноармейского района Самарской области в обособленном структурном подразделении Красноармейский почтамт Управления федеральной почтовой связи Самарской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - ОСП Красноармейский почтамт) установлено, что среднесписочная численность работников ОСП Красноармейский почтамт составляет 141,63 ед., количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов - 3, при этом в указанном обособленном структурном подразделении только на одном рабочем месте работал инвалид (л.д. 3-4).
Привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности, мировой судья в постановлении от 20.12.2011 г. указал о наличии в действиях названного предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", поскольку в ОСП Красноармейский почтамт не была выполнена квота для трудоустройства инвалидов.
Указанные выводы обоснованными признаны быть не могут.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе, на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов (далее - квота) - минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в данной организации, включающее количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды у данного работодателя (ст. 1 Закона Самарской области от 26.12.2003 г. N 125-ГД "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области" (далее - Закон о квотировании рабочих мест)).
Согласно ст.ст. 3, 4 Закона о квотировании рабочих мест квота устанавливается организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенной на территории Самарской области, численность работников которой составляет более 100 человек, в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.
Положениями ч. 2 ст. 7 Закона о квотировании рабочих на работодателя возложена обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, предусмотрев при необходимости специальное оборудование данных рабочих мест, а также создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения).
Квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (ч. 3 указанной статьи).
10.10.2011 г. и 10.11.2011 г. в ГУ Центр занятости населения муниципального района Красноармейский начальником ОСП Красноармейский почтамт направлялась информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, согласно которой среднесписочная численность работников ОСП Красноармейский почтамт составляет 141,63 ед., количество рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов - 3, количество работающих инвалидов на 10.10.2011 г. - 0 чел., на 10.11.2011 г. - 1 чел. (л.д. 13, 14).
Согласно объяснениям начальника ОСП Красноармейский почтамт в указанном подразделении выделено для трудоустройства инвалидов 3 рабочих места, в штате работает 1 сотрудник-инвалид. Остальные рабочие места остаются вакантными, поскольку граждане данной категории в ОСП Красноармейский почтамт по вопросу трудоустройства не обращались (л.д. 15).
Сведений, указывающих на наличие случаев отказа лицам указанной категории в трудоустройстве в ОСП Красноармейский почтамт, материалы дела не содержат.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОСП Красноармейский почтамт выполнялась, возложенная Законом о квотировании рабочих мест, обязанность по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
При этом, Законом о квотировании рабочих мест на работодателя не возложена обязанность по поиску работников указанной категории для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для трудоустройства инвалидов.
Незаполнение организацией рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине необращения лиц такой категории по вопросу трудоустройства свидетельствует об отсутствии вины организации, не может быть квалифицировано как невыполнение обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 названного Кодекса, выноситься решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
Следовательно, постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенные в отношении ФГУП "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
надзорную жалобу защитника ФГУП "Почта России" Журавлевой М.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 143 Самарской области от 20.12.2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 25.01.2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 29.03.2012 г., вынесенные в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта Росси" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области"
Судья Верховного Суда
Российской Федерации