Верховный Суд Республики Коми Обзор кассационной практики по гражданским делам за май 2011 года

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОБЗОР
КАССАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ЗА МАЙ 2011 ГОДА
(извлечение)

Дело № 33-2249

Воркутинский городской суд

Действующее законодательство не содержит запрета гражданам, получающим пенсию, регистрироваться в целях поиска подходящей работы и получать средний заработок за четвертый и последующие месяцы со дня увольнения, то есть пользоваться гарантиями при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Л. обратился в суд с иском к работодателю о взыскании невыплаченного при увольнении выходного пособия, процентов от невыплаченных сумм за каждый день задержки выплат и компенсации морального вреда.

Решением суда отказано Л. в удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что стороны состояли в трудовых отношениях, впоследствии трудовой договор с Л. расторгнут на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй указанной статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что исключительность случая, дающего право на выплату выходного пособия за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения, истцом не доказана. При этом суд указал на то, что истец, как получатель пенсии, к группе социально незащищенных граждан не относится.

Вывод суда сделан без учета фактических обстоятельств дела, с нарушением норм материального права.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом.

По смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При отсутствии хотя бы одного условия гражданин не может быть зарегистрирован в качестве безработного и получать пособие по безработице, однако такой гражданин обладает правом на первичную регистрацию по вопросам занятости и на получение гарантий, предусмотренных, в том числе статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Пенсионеры, уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, регистрируются в Центре занятости населения как граждане, проходящие первичную регистрацию в поисках подходящей работы (пункт 23 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 года № 513).

Таким образом, анализ вышеприведенных норм с учетом положений статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета гражданам, получающим пенсию, регистрироваться в целях поиска подходящей работы и получать средний заработок за четвертый и последующие месяцы со дня увольнения, то есть пользоваться гарантиями при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий: обращение работника в месячный срок после увольнения в орган службы занятости населения; факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.

Из имеющихся в материалах дела справок органа службы занятости населения следует, что истец, обратившийся в ЦЗН в пределах месячного срока после увольнения, не был трудоустроен в течение четвертого, пятого и шестого месяцев. Данные справки выданы истцу для получения сохраненной заработной платы за период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения согласно статье 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия отменила решение суда и приняла по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Заказать бесплатную консультацию